НОВОСТИ

ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ

ФОТОАЛЬБОМ

А МУЗЫКА ЗВУЧИТ...

О САЙТЕ

ПРЕССА

ФАН-КЛУБ

ГОСТИНАЯ

ССЫЛКИ

НАПИСАТЬ НАМ


Eженедельник "Черновцы"  24.10.03

ТРУБАЧ СТАРОГО ГОРОДА

23 октября минула годовщина, как ушел из жизни талантливый музыкант Анатолий Евдокименко.
Дома, кроме Анатолия, музыкой серьезно не занимался никто. Младший сын Евдокименко сначала увлекся игрой на скрипке, впоследствии – на трубе. Причем, игру на последнем инструменте овладевал своими силами.

Тщательные занятия на трубе способствовали благоприятному исходу: парня заметили, полюбили его музыку, и он стал известным в Черновцах трубачем.Город буквально заполонили музыкальные шедевры в исполнении местных виртуозов. К тому времени действительно талантливых музыкантов можно было пересчитать по пальцам. А среди трубачей Анатолий Евдокименко был первым.
Фактически, с трубой он почти не расставался. Профессиональное воплощение своих способностей нашел в университетском эстрадном молодежном оркестре – ЭМО. Музыкант исполнял сложные импровизации в Доме офицеров на танцах: здесь вместе со своей трубой он мог творить немыслимые вариации. Одновременно будущий народный артист Украины учился на физико-математическом факультете университета.

Очень сложно стало музыкантам, когда ЭМО прекратил свое существование. И в 1971 году Анатолий Евдокименко создает ансамбль “Червона рута”. Но, конечно же, продолжает играть в нем на трубе. Однако порой организационные хлопоты забирали много времени, и музыка отошла на второй план.
Семейное творчество Евдокименко и Ротару - это известная певица и ее продюсер и муж в одном лице, который себя особенно никогда не афишировал. Поэтому об Анатолии Евдокименко знают немного. Но только не в Черновцах...

 

Валерий Евдокименко – старший брат музыканта:

Всьому початок. Зорганізований Леонідом Косяченком ЕМО – перший професійний колектив для Євдокименка. На фото: Євдокименко – у верхньому ряду крайній праворуч

“ Еще в детстве Анатолию очень нравилась скрипка. Нашим соседом в доме, где мы жили, был известный аккордеонист Григорий Грабарник. И, слушая его игру, мы с братом понемногу увлеклись музыкой. Мне тоже пришелся по душе аккордеон, а Толе – скрипка. Однажды я привел брата на прослушивание в музыкальную школу. Ее преподаватель Юрий Гина подтвердил наши семейные догадки: у Анатолия действительно был идеальный слух. И, несмотря на материальные затруднения, ему купили маленькую скрипку. Было это в конце 40-х годов. А потом, закончив музыкальную школу, Толик уже “крутился” в местных музыкальных кругах. Тогда я учился во Львове и часто привозил домой пластинки с записями известных музыкантов. Скажу, что на тот момент приобрести их было довольно нелегко. Постепенно мы с братом стали пылкими сторонниками джаза. Однажды говорю Толику: «Знаешь, чтобы стать настоящим джазовым музыкантом, надо овладеть и игрой на трубе”. Три года он каждый день в чулане нашего дома своими силами учился играть на трубе! Тренировался до тех пор, пока не овладел инструментом как солист. После окончания техникума брат, работая на фабрике, приходил домой уставший, наглотавшись пыли, но снова брался за трубу. А как он относился к этому инструменту! Начищал трубу до блеска, руками прикасался только к клавишам. Мы тогда еще не понимали, что музыка сможет его кормить. Поэтому было решено, что он, как и я, должен получить высшее образование. И, чтобы не обидеть родителей, Толик поступил на физико- математический факультет нашего университета. Именно в то время как профессиональный музыкант он “засветился” в ЭМО – университетском молодежном коллективе. Брата как отличного трубача стали узнавать в городе. С середины 70-х он постепенно отодвинул игру на трубе на второй план и полностью занялся ансамблем “Червона рута”.

И думаю, что это большая ошибка всей нашей семьи, потому что мы не подтолкнули его реализовывать себя как музыканта. Но, наверное, брат нашел себя в другом. И то, что ансамбль долгие годы был популярным, и то, что София Ротару достигла такой славы, и что ее концерты собирали крупные залы, - это заслуга Анатолия...”
 

Эдуард Качанов – трубач, играл в ЭМО:

Ансамбль “Червона рута”  на початку існування.  Зліва направо:  тромбоніст Василь Гнатюк, трубачі Анатолій Євдокименко та Олександр Сальніков

“С Анатолием мы познакомились, когда учились в текстильном техникуме и вместе играли здесь в духовом оркестре. Правда, я был студентом младшего курса, он – старшего. Александр Молдавер, руководитель оркестра и человек, страстно преданный музыке, привил нам любовь к трубе. А как известно, в те времена ни одно мероприятие не проходило без участия духового оркестра. И Толик, даже когда уже закончил техникум, шел играть вместе с нами на демонстрациях. Потом мы встретились с ним в ЭМО. Нынешней молодежи трудно представить, что этот коллектив собирал в свое время переполненный зал. Как сейчас помню: в зале людно, и мы исполняем “На долине туман” и “Намалюй мені ніч”. Поэтому неудивительно, что музыканты оркестра были местными кумирами. А однажды в Черновцах гастролировал чешский цирк, и Толю (единственного из оркестра) чехи пригласили на время гастролей в свой оркестр. Тогда талантливых музыкантов в городе было немного. Увы, лишь люди старшего поколения помнят братьев Коков, Марека Кушнира... А лучшего трубача, чем Евдокименко в Черновцах не было. Ибо известный всем сегодня джазовый музыкант Агашкин в те времена только творчески рос”.

 

Леонид Пидкамень и Виктор Житарюк – друзья и одногруппники Анатолия Евдокименка, доценты кафедры оптики и спектроскопии ЧНУ:

А це – увесь колектив ансамблю. його засновник – п’ятий зліва

“Для нас музыкальные способности Евдокименко раскрылись значительно позже. Сначала все мы были просто студентами, которые в 1962 году поступили в университет. В тот год как раз открылась кафедра оптики. И никто из нас о его музыкальных способностях не догадывался. Впервые Евдокименко как трубача мы увидели на танцах в Доме офицеров. Собственно, благодаря ему мы и приходили туда бесплатно. Прежде всего, все мы были очень хорошими друзьями – до последних дней жизни Анатолия. Приезжая в Черновцы, он всегда заходил к нам в гости. И никто не скажет, что он изменился в худшую сторону”.
 

Леонид Косяченко – профессор ЧНУ, основатель ЭМО, руководитель дипломной работы Анатолия Евдокименко:

“Думаю, что немалых успехов Евдокименко мог достичь и как трубач, и как ученый. Сначала он подошел ко мне как к руководителю эстрадного молодежного оркестра и говорит: ”Я играю на трубе и хотел бы выступать в ЭМО”. Я его прослушал и взял. Главное, он понял наш стиль. Но, кроме этого, у меня дома хранится один из студенческих докладов (1971 год), соавтором которого был и Евдокименко. Это был доклад не университетского значения, а Всесоюзной конференции. Вполне возможно, его ожидала и успешная карьера физика-оптика”

 

Александр Сальников – заслуженный артист Украины, работал в ансамбле “Червона рута”:

“В конце 60-х все местные трубачи-любители пытались копировать Евдокименко. Поражала его игра в ЭМО и танцах. Тогда музыканты давали друг другу прозвища. И об игре Анатолия можно было услышать: “Гляди, что Евдоха делает!” Трубач был уникальный! Однажды, когда уже существовал ансамбль “Червона рута”, Евдокименко подошел ко мне и говорит: У меня администраторской работы сейчас много, мне бы тебя с твоей трубой”. Так я оказался в коллективе и вместе с Анатолием играл на трубе. Любимыми нашими мелодиями были композиции американской группы “Чикаго”. А как-то мы гастролировали в Венгрии. К тому времени у меня уже была фирменная труба, а в Евдокименко – попроще. Тогда София говорит: ”Давайте купим и моему мужу такую же трубу”. Анатолий Кириллович всем руководил – что петь, что не петь, что говорить, а где молчать. И если бы не он, то и “Рута” была бы не “Рута”, и Ротару - не Ротару”
 

...Черновцы до сих пор помнят Анатолия Евдокименко. Особенно те люди, чья молодость пришлась на 60-70-е. А в этом году, летом, улица, на которой когда-то жил музыкант, названа его именем. Теперь, пожалуй, стоит увековечить имя музыканта и на Аллее звезд.
 

Наталья ФЕЩУК

Редакция благодарит Валерия Евдокименко и Александра Сальникова за уникальные фотографии из семейного архива.

 

 

©  "Fortuna" , 2000