НОВОСТИ

ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ

ФОТОАЛЬБОМ

А МУЗЫКА ЗВУЧИТ...

О САЙТЕ

ПРЕССА

ФАН-КЛУБ

ГОСТИНАЯ

ССЫЛКИ

НАПИСАТЬ НАМ

 


Facty i kommentarii _ 03-Март-2001_ Культура

КАК ЕВГЕНИЙ ДОГА ЕЗДИЛ С КОНЦЕРТОМ В ГЛУБИНКУ, "ОТКРЫЛ" СОФИЮ РОТАРУ И НАДЕЖДУ ЧЕПРАГУ

1 марта молдавский композитор отпраздновал свой день рождения

Известный молдавский композитор, народный артист СССР, бывший депутат Верховного Совета Евгений Дога -- автор музыки к многочисленным кино- и телефильмам, песням, двум балетам, многочисленным камерным, хоровым и вокальным произведениям. Кроме того, в этом году он официально признан "Человеком второго тысячелетия" и автором гимна его родного города Кишинева.

Несмотря на столь серьезный послужной список и "звездный" опыт, в жизни Евгений Дмитриевич -- удивительно контактный и доступный человек, потрясающий рассказчик с большим чувством юмора.

 

Как Дога пианино на тракторе вез

 

Однажды мы с большим количеством творческого народа поехали в Кировскую область на фестиваль советской песни. Разместили нас в гостинице областного центра и дали день на отдых. Все отдыхают, а мне, как очень идейному человеку, захотелось поехать со своим концертом в настоящую глубинку. Но поскольку по гороскопу я Рыба и жить не могу без водной стихии, то природа как бы "идет мне навстречу" и во время каждого моего ответственного мероприятия на улице обязательно то мокрый снег, то жуткий ливень. Так было и на этот раз: стояла мерзкая осенняя погода -- дождь, туман, слякоть! Нам сказали, что дальше этого городка вообще выехать нельзя -- любой транспорт моментально увязнет в грязи. Я говорю: "Трактор пройдет? Подгоняйте!" Дали нам трактор, но предупредили, что там, куда мы собрались, даже фортепиано нет -- в этой деревеньке всего-то десять домов. Я в ответ: "Неважно! Прицеп есть? Цепляйте к трактору и грузите пианино!" Так и поехали в этой колымаге -- девочки-певицы в тесной кабине, а мы на открытом прицепе вместе с укутанным в брезент инструментом, под моросящим дождем, все в брызгах жидкой грязи! Заносит то в одну, то в другую сторону, громыхает, трясет! Наконец, привезли нас в какую-то избу -- вероятно, самую большую в деревне. К кабине трактора подошел мужчина, вытащил оттуда певиц и на руках перенес в дом. Там уже слушатели сидят. Потом туда же перетащили пианино, и в таких вот незабываемых условиях мы отработали концерт.

 

Как Дога Софию Ротару похитил

 

Молдавская киностудия снимала документальный фильм о Кишиневе. Написав музыку к фильму, я сдал дела и назавтра собирался улететь в Москву. Вдруг вечером, принимая работу, худсовет решил, что, кроме фоновой музыки, там обязательно должна быть песня. Срочно, почти ночью, ко мне приехали режиссер и поэт со стихами. Я прочитал -- ну никак меня эти банальные строчки не "зажигают", поэтому и музыка получается банальная. Сослался на то, что стихи плохие, и лег спать. Вдруг около семи утра -- снова звонок в дверь. Стоят те же люди и тычут мне в лицо листок с новыми стихами. Я еле проснулся, положил листок на рояль -- и неожиданно для самого себя сыграл мелодию, как будто эта песня существовала очень давно и я ее всю жизнь знал. Со спокойным сердцем улетел в Москву, а когда вернулся, встал вопрос, кто же эту песню в фильме будет петь. Причем, для начала требовалось найти хоть кого-нибудь, чтобы просто напеть слова и сдать, наконец, этот злосчастный фильм начальству, а уже потом можно было бы не спеша заняться поиском артистки для окончательной записи.

И тут кто-то вспомнил, что в консерватории на третьем курсе есть девочка с Буковины, которая очень здорово поет старинные молдавские романсы. Мы решили, что пока пусть хоть как-то напоет она, а потом уже мы найдем настоящую певицу. Приехали туда, представились. Она замахала руками: "Нет-нет, я сейчас занята, у меня сессия, экзамены. И вообще я не эстрадная певица, оставьте меня в покое!" Ее с трудом удалось не столько уговорить, сколько "похитить" -- запихнуть в автобус к киношникам и привезти на студию. Я наиграл ей мелодию, и она, несмотря на то, что была нервная и недовольная, сразу ее "схватила". Когда мы послушали исполнение этой никому не известной девочки, то просто все обалдели от красоты ее голоса и от того, как он сливался с мелодией. Она, видимо, и сама не ожидала такого эффекта, потому что глаза ее стали увлажняться, лицо смягчаться, и она тихо сказала: "А можно я еще раз спою?" Вот так в маленькой кишиневской студии состоялось сразу тройное рождение -- певицы Софии Ротару, песни "Мой белый город" и меня самого как композитора-песенника. Я считаю эту песню судьбоносной. Во-первых, она дважды (беспрецедентный случай!), в 1972 и 1973 годах, становилась лауреатом фестиваля "Песня года". А во-вторых, спустя почти 30 лет после создания песня "Мой белый город" по выбору президента Молдовы Петру Лучинского стала гимном Кишинева! Я немножко изменил мелодию, переделал аранжировку, и теперь каждый час первые музыкальные такты этой песни будут звучать колокольным звоном на главной городской ратуше Кишинева.

 

Как Дога Надежду Чепрагу на крышу вытащил

 

Было это, когда я только что написал "Веселую свадьбу" -- зажигательную молдавскую песню в народном стиле, которую решило взять в одну из музыкальных программ наше телевидение. И вот вместе с редактором ТВ мы стоим на крыше телецентра, любуемся раскинувшимся внизу Кишиневом и решаем, кто же эту песню будет исполнять. Сошлись во мнении, что это должна быть красивая артистка с чистым, бархатным голосом. Я "озадачил" всех своих знакомых, чтобы мне нашли молодую девушку, умеющую петь. И вот спустя какое-то время мне позвонили и рассказали о девушке по имени Надя, которая только что закончила школу и поет народные песни в самодеятельном ансамбле при какой-то строительной организации. Когда она появилась, мы просто обалдели от ее красоты и фигуры -- талия, как иголочка! Я заставил выйти ее на ту же крышу телецентра, показал с высоты залитый солнцем город и предложил песню "Веселая свадьба". Юная Надюша Чепрага послушала и сказала, что музыка ее устраивает, а вот слова -- не очень. На что я ответил: "Не нравится -- напиши лучше!" Свои стихи она принесла на следующий же день. Песня была записана и стала для Нади хорошим толчком в ее карьере, потому что на ТВ и в концертах просили и песню, и саму певицу. Наше сотрудничество с Чепрагой продолжается до сих пор, и у нее набралось уже несколько десятков моих песен. А началось-то все с крыши кишиневского телевидения!


Ирина БАРЫШЕВА
специально для "ФАКТОВ" (Москва)


 

©  "Fortuna" , 2000  
 

 

return_links(); if($sapa <> '') echo 'Реклама на сайте: '.$sapa; ?>