НОВОСТИ

ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ

ФОТОАЛЬБОМ

А МУЗЫКА ЗВУЧИТ...

О САЙТЕ

ПРЕССА

ФАН-КЛУБ

ГОСТИНАЯ

ССЫЛКИ

НАПИСАТЬ НАМ

 


 

Своя среди чужих

В биографии Софии Ротару есть примечательный эпизод. Когда ей дали звание народной артистки Молдавии, министр культуры Украины сложил дулю и сказал: «Вот она у нас теперь народную артистку Союза получит. Будет ждать, как все»

Эти две республики никак не могли её поделить. Её – получившую орден Дружбы народов за укрепление, соответственно, дружбы между народами. Молдаванка, она встретилась с Украиной вплотную благодаря мужу, Анатолию Евдокименко, и своему любимому (одному из любимых) композиторов Владимиру Ивасюку. Впрочем, была победа на республиканском фестивале именно в Киеве. Соня была тогда десятиклассницей.

Второй орден – «Знак Почёта» - она получила за советские песни. Помню, школьницей я ездила по путёвке на Западную Украину. Очень красивые горы ошеломляли, но впечатление иногда портил страх: говаривали, что в лесах водятся рыси, а в этом селе живут бандеровцы, которые страсть как не любят москалей. А вот ещё хотите послушать бандеровскую песню? Националистическую? У нас их поёт очень замечательная певица, сама родом из села Маршинцы, зовут София Ротару.

Потом я сто раз слышала «бандеровские» песни в ресторанах и по радио. Через пару лет вся страна запела «Червону руту». Собственно, София Ротару прославилась с ней.

Сейчас она поёт целое отделение этих песен – старых, народных. Конечно, они по новом у аранжированы – шутка ли, двадцать лет на эстраде. Между прочим самой Софии Михайловне – сорок пять лет. Её спрашивают: «Кто из молодых участвует в вашей новой концертной программе?». Отвечает: «Я».

Судьба и советская идеология обернулись к Софии Ротару лицом. Голос, увлечение минкульта художественной самодеятельностью и тезис о культурном подъёме национальных окраин возвысили сельскую девчонку до небес – до звёзд и «звёздности». «Звездой» она была официальной, так сказать, утверждённой правительством, со всеми вытекающими последствиями. То есть попала в обойму и пошло-поехало, как по маслу. Но уж и обязательные патриотические песни, и спецконцерты, и звонки из обкомов, и телеграфные вызовы («обеспечить явку певицы такой-то такого-то числа»). А на другой чаше весов – премии, звания, гастроли, награды.

Эксплуатация фольклорных корней на эстраде была в самой силе в семидесятые годы: «Смеричка», «Песняры», «Ялла», «Норок», «Ариэль». Начав с диплома I степени на областном смотре художественной самодеятельности (Черновцы, 1963), София на гребне этой волны объездила все конкурсы и фестивали, считавшиеся в те времена престижными: Всемирный – молодёжи и студентов в Софии, «Золотой Орфей», Сопот, Ялта (не нынешняя, конечно, а Ялтинский конкурс на лучшее исполнение песни социалистического содружества. Ну и где оно сейчас, это содружество).

В двадцать пять лет зарубежные гастроли с ансамблем «Червона рута», пластинка на «Мелодии». Заслуженная артистка Украины – в двадцать шесть лет, народная – через три года.

В каком-нибудь 84-м году всё это было совершенно нереально для молодого исполнителя.

Потом произошла эта история с «народной» Молдавии – звания народной артистки Советского Союза София дождалась через пять лет, но вот и Союз-то теперь развалился, и с ансамблем «Червона рута» она рассталась, и дружба народов добра не даёт.

Во Львове зрители пришли на концерт с плакатами: «София, тебя ждёт кара!». В москальские певицы записали. «Московский комсомолец» ядовито назвал её иностранной певицей. Словом, «свой среди чужих» и далее по тексту.

Да и интересы сейчас другие. Журналисты никак не унимаются по поводу её ялтинского особняка. Об этом особняке разговоры пошли ещё в 89-м году. Ещё «Вечерний Ленинград» писал, что, мол, Ялтинский горисполком пять лет не может решить вопрос о передаче артистке С. Ротару дома под снос.

Когда Ротару с Евдокименко переехали в Крым после скандала в Черновцах (семью «засекли» на праздновании «дореволюционнного» старого Нового года, крик поднялся, шум, брата из комсомола выгнали, отца – из партии, с работы сняли), репетиционную точку они оборудовали в доме под снос, к слову сказать, после десятилетних репетиций в крохотной комнатушке.

Итак, этот полуразрушенный дом отремонтировали, София два месяца там вкоридоре обеды рабочим варила, мусор вёдрами оттаскивала. Ну а когда дом приобрёл приличный вид, у него сразу объявилось сто хозяев! Судом грозились.

А ялтинское отделение АПН, занимавшее в нынешних апартаментах Софии две комнаты, пустило слушок, что Ротару открывает магазин и будет торговать старыми платьями. То-то бабам беспокойства было!

Вот когда Госконцерт запретил ей делать программу на ТВ по предложению фирмы Си-Би-Эс в Канаде, в печать ни словечка не просочилось. А София на пять лет стала «невыездной». Всё-таки эстрадная номенклатура была крепостной, как никто. Однажды в Мюнхене певице предложили выпустить диск с итальянскими и французскими песнями. Композитор был тот же, что и у Аманды Лир. Они вместе начинали (с Амандой). Ну и что? Госконцерт приказал: петь только советские песни. Не подчиниться? Ей было, что терять.

Впрочем, где сейчас Аманда Лир? Занимается живописью. А София Ротрау поёт. Пройдя через тернии к звёздам, став «звездой» и продираясь через очередные тернии, поёт, уже, наверное, не сосчитать, сколько этих песен было. Легче вспомнить шлягеры, самые заветные – «Верни мне музыку», «Твои следы», «Луна, луна», «Красная стрела», «Было, но прошло», «Только этого мало», «Лаванда», «Червона рута». ( В репертуаре каждой заметной эстрадной персоны есть свои цветы, вы заметили?). Даже политизированная «Я, ты, он, она» - до чего хороша, впрочем, тухмановская же вещь, а Давид Тухманов – это ж целая эпоха в поп-музыке, но и София Ротару дала этой музыке уникальное энергетическое наполнение.

Не эта ли черта есть главная причина её творческого долголетия? Петь от души, от доброй души этой талантливой, невероятно трудоспособной, мужественной, нестареющей певицы с ангельским лицом, неоднозначным характером и небезоблачной жизнью.

А действительно итересно: почему певица Алла Борисовна занялась парфюмерией, а певица София Михайловна продолжает петь?

Алла Вольф

г. «Факс», 1993г.

 


 

©  "Fortuna" , 2000  
 
return_links(); if($sapa <> '') echo 'Реклама на сайте: '.$sapa; ?>