НОВОСТИ

ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ

ФОТОАЛЬБОМ

А МУЗЫКА ЗВУЧИТ...

О САЙТЕ

ПРЕССА

ФАН-КЛУБ

ГОСТИНАЯ

ССЫЛКИ

НАПИСАТЬ НАМ

 


 

Ты у меня единственная.

 

Двадцать лет назад очаровательная девушка из буковинского села Маршинцы София Ротару завоевала золотую медаль на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. Победа никому неизвестной, юной украинской певицы на международном конкурсе, в котором приняли участие  пятьдесят вокалистов с пяти мировых континентов, стала сенсацией. Вечер 9 августа  навсегда в ее памяти.

С того времени прошло двадцать лет. Путь популярной артистки - не только успех, слава, признание. Это, прежде всего, изнурительная работа, репетиции, записи, съемки, концерты... Это и борьба за право первенства на эстраде. И в этой нелегкой борьбе София Ротару не сдает позиций. Естественно, она не та, какой была двадцать, десять, пять лет назад. Она всегда нова, неожиданна, современна. Только, может  быть, мало кто знает, сколько духовных, творческих и физических сил тратит певица, чтобы остаться "звездой". Меняются силуэты одежды, прически, пластика, ритмы, но она все такая же очаровательная, эмоционально правдивая.

Поздравляя Софию Ротару с присвоением ей почетного звания народной артистки Советского Союза, мы обратились к ней с просьбой ответить на несколько вопросов.

-Какое место в вашем художественном становлении да и сегодняшнем творчестве занимают фольклорные источники, что в свое время определили вашу самобытность?

- Я выросла с народной песней, и первые мои выступления и успехи  связаны прежде всего с ней. Она помогает мне и сегодня быть искренней в исполнении современных произведений. Эстрадная же песня открывает для меня новые возможности самовыражения, открывает простор для поиска соответствующих выразительных средств и художественных приемов. Иногда меня упрекают, что я отошла от народной песни, которой обязана своим становлением. В действительности же, украинские и молдавские народные песни для меня - источник красоты и духовных ценностей.

- Творчество каких композиторов, по вашему мнению, помогает наиболее полно раскрыть вашу индивидуальность?

- Не знаю, как сложилась бы моя творческая судьба, если бы Владимир Ивасюк не принес мне песню "Червона рута". Хочу назвать имена тех авторов, чьи творения стали этапными на моем творческом пути. Кроме  уже названного В. Ивасюка, это Е. Дога, Е. Мартынов, А. Бабаджанян, Ю. Саульский, А. Мажуков, Д. Тухманов, А. Кирияк, А. Морозов, В. Матецкий...

-В этом перечне имен очень мало украинских композиторов. Почему ослабли ваши связи с ними? Что в их творчестве вас не удовлетворяет?

- Речь о том, что в их багаже немного песен, какие бы могли стать  именно моими. Я думаю, что такие песни, какие писал Владимир Ивасюк, не рождаются сегодня, но в моем  репертуаре есть  "Мiй край",  "Минаэ день" Н.Мозгового, "Вiдлуння вiрности" А.Святогорова, "Тече вода", "Краю мiй лелечий" И.Поклада, "Бiлi нарцiсси" Г.Татарченко. Мне бы, конечно, хотелось, чтоб писали для меня, учитывали мою индивидуальность. Кроме того, большинство авторов, как ни жаль, несколько утратили чувство современности. С эстрады надо сегодня говорить про важные проблемы, которые волнуют всех, а не перепевать давно известное. Кстати, немало наших авторитетных композиторов считает, что написать клавир, размножить его и разослать исполнителям во все филармонии - это уже завершенная дорога к слушателю. Думаю, что все же песни требуют к себе большего внимания. Пусть их немного, но они должны быть яркими, оригинальными, идеально аранжированными, прекрасно исполненными, чтобы не потеряться в массе серых полуфабрикатов. Лишь такие песни имеют право на жизнь. Мне кажется, ошибаются некоторые авторы, считая, что якобы песня становится популярной лишь тогда, когда ее исполняет популярный певец. Довольно вспомнить яркий пример - песни Владимира Ивасюка. Их пели все, и благодаря этим песням приобрели популярность В.Зинкевич, Н.Яремчук и я, а так же ансамбли "Смеричка", "Червона рута" / кстати, имя  ему дало  название  песни В.Ивасюка /.Сейчас на Украине много талантливых композиторов, которые могут и должны сделать популярною украинскую эстрадную песню.

- Какою же, по вашему мнению, может она быть?

- Это сложный вопрос, если не отделаться традиционной фразой, что эстрадная песня должна быть хорошей, современной, актуальной. Мы часто слышим нарекания по адресу шоу-бизнеса, а надо было бы поучиться тому, как сделать советскую эстраду любимой не только в стране, а и за ее рубежами. Ведь часто наши песни становятся жертвами субъективного решения какого-нибудь редактора или художественного руководителя концертной организации. Всенародная любовь - это цель, которой могут  достигнуть  все, кто работает в жанре эстрады.

- Как вы относитесь к рок-музыке?

- Новые направления всегда имеют своих поклонников и оппонентов... Советский рок на возвышении. Все непотребное отпадает, все лучшее находит себе дорогу.

- Вы много гастролируете за рубежом. Чем отличаются условия творческой работы эстрадных артистов там от нашей практики?

- Про мои зарубежные гастроли можно говорить только в прошлом, хотя я имею немало приглашений и сегодня. По каким причинам Госконцерт нас не посылает, не знаю. Однако это не очень огорчает, хоть такая ситуация кажется несколько странной.

- Но вы же недавно были за рубежом?

- Да, меня попросили выступить с ансамблем в графстве Дербишир в Великобритании, а также я  выезжала в Финляндию на пресс-конференцию по случаю выхода там новой моей пластинки. Условия творческой работы артиста за рубежом и у нас существенно отличаются. Там импресарио и продюсеры берут все административно-технические обязанности на себя, - для того, чтобы исполнитель мог наиболее плодотворно и творчески работать. У нас же часто  приходится  самому певцу заниматься организационными вопросами. Однако государство  обеспечивает нас аппаратурой, а за рубежом музыканты сами себе покупают ее...

- Мы читали, что вы хотели сделать в Ялте " Театр песни ". Что мешает вам  это осуществить?

- Как можно говорить про  организацию "Театра песни",  когда даже маленький ансамбль "Червона рута" не имеет репетиционного помещения? Это проблема не только нашего коллектива.  Как ни жаль, часто музыканты видят сцену лишь на гастролях. Студию для репетиций мы оборудовали сами в полуразрушенном помещении,  которое будут сносить и где нет отопления и света (электричество временно провели с ближайшей строительной площадки). Не говорю уж про то, как важно приобрести установки художественного освещения, пошить костюмы, для которых нельзя достать нужный материал...

- Вы же хотели открыть свой театр в небольшом помещении театра им. А.П.Чехова. Почему это нельзя сделать, ведь сейчас в Ялте построен большой летний концертный зал?

- Пока еще в помещении театра с утра идут репетиции симфонического оркестра Крымской филармонии, а вечером проходят запланированные концерты.

- И еще один вопрос. Как вы относитесь к современным эстрадным конкурсам?

-Надеюсь, что их будет больше и откроют они новых талантливых исполнителей. Как ни жаль, "звезды" часто загораются на конкурсах и гаснут сразу после них. Членам жюри бывает очень важно распознать  среди массы юных певцов индивидуальность, которая бы, кроме голоса, актерских способностей, имела потенциальную возможность профессионального роста. Тут выявляются лишь "спринтеры", если  пользоваться спортивной терминологией, а нужны все же "стайеры". С нетерпение жду открытия Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества, который проходит в Ялте в рамках фестиваля " Крымские зори-88 "; каким он будет - посмотрим, но очень бы хотелось, чтобы не хуже, нежели в Юрмале. Но про что бы я не говорила, а думами снова возвращаюсь к песне. Хочется, чтобы композиторы, поэты не забывали, что певец - это гражданин, трибун, особенно сегодня. Я пела и пою много хороших и разных песен. Но все мечтаю про новую, еще лучшую, которая бы восхитила, взволновала миллионы людей, чтоб я могла сказать про нее словами из " Червоной руты ": " Ти у мене едина !".

 

интервью взяла Т. Олексиенко.

ж. " Музыка ", N 4, 1988 г.

 

 


 

©  "Fortuna" , 2000  
 

 

return_links(); if($sapa <> '') echo 'Реклама на сайте: '.$sapa; ?>